ИХ ИМЕНА СТАЛИ ЧАСТЬЮ ИСТОРИИ НАШЕГО ГОРОДА
К 75-летию Ростовской области: из поколения победителей
Второй раз в жизни довелось встретить бойца, прошедшего практически всю Великую Отечественную войну, как говорится, без единой царапины. И не в тыловых частях находился, а на передовых позициях.
…Фронтовая биография семикаракорца Н.Г. Белана началась в августе 1941 года (ему не было тогда и 17 лет), а в боях смерть не раз была в считаных сантиметрах от воина. Например, под Матвеевом Курганом над окопом, в котором находился расчет миномета из пяти человек, разорвался немецкий шрапнельный снаряд: четверо бойцов погибли, а Н.Г. Белан единственный уцелел. Во время штурма Берлина в край воронки, в которую прыгнул Николай Георгиевич, с шипением вонзился реактивный снаряд «катюши» — по ошибке наши обстреляли своих. Однако полутораметровая, похожая на ракету мина окуталась дымом и затихла в 20 сантиметрах от бойца — не взорвалась!
-Там же, в Берлине, недалеко от рейхстага, 26 апреля 1945 года из всего минометного расчета я опять один остался в живых и самостоятельно вел огонь, — рассказывает Николай Георгиевич. — Подошли ко мне двое наших военных — полковник и подполковник, попросили хоть по одному разу стрельнуть по рейхстагу. Да не умеют они управляться с 16-килограммовыми минами — я им все показал, объяснил. Про одну мелочь забыл сказать: уж больно грязная это работа. Мины в ящиках лежат все в заводской смазке. После каждого выстрела она разбрызгивалась, вот оба офицера и вынуждены были затем чистить свои кители от мазутных пятен. Зато «дали прикурить» фрицам!..
Судьба или сам Господь, видимо, хранили Н.Г. Белана. Правда, война собрала все же свой «урожай» с его семьи — на полях сражений навсегда остались отец и брат Николая Георгиевича.
-Родом я из Мечётинского (ныне Зерноградского) района, — рассказывает Н.Г. Белан. — До войны успел закончить Таганрогское ремесленное училище №5, получил профессию сталевара. А в августе 1941 года меня вызвали в военкомат — тогда всех парней, не смотря особо на их возраст, забирали на службу, отправляли на фронт.
Вначале попал к саперам, готовились к обороне Ростова-на-Дону: рыли окопы, строили блиндажи и огневые точки. Познал горечь потерь и отступления. А потом, в начале 1943 года, довелось освобождать наш областной центр от фашистов. В тот период и стал наводчиком 120-миллиметрового миномета, а вскоре, под Чалтырем — командиром орудия. Тогда фронтовую «карьеру» можно было быстро пройти: потери в наших войсках были немалые, вот и приходилось заменять погибших товарищей…
Н.Г. Белан участвовал в освобождении левобережья Днепра, в уничтожении Яссо-Кишиневской группировки гитлеровцев, затем — Польша и бои за Варшаву, Германия и штурм Берлина. Среди надписей на стене рейхстага появилась и такая: «Белан Николай Георгиевич с Ростова».
Вся фронтовая «география» отмечена в наградах: на парадном костюме ветерана — ордена Отечественной войны и Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и другие, в том числе — врученная от имени президента Украины к 65-летию Победы медаль «Захиснику Вiтчизни».
-Война — это прежде всего тяжкий труд. Надо было и окопы, укрытия для самих себя делать, и огневые позиции для миномета. Сколько землицы пришлось перелопатить за те годы! — вспоминает ветеран. — Без пищи по нескольку суток, бывало, воевали Все время в окопах — зимой и летом, в любую погоду. За первые два с половиной года войны под крышей дома удалось переночевать только два раза! А сколько смертей видел вокруг, пусть не доведется увидеть такое никому…
Командира минометного расчета Н.Г. Белана командование воинской части хотело представить к званию Героя Советского Союза.
-Дело было уже в Германии, у реки Одер шли тяжелые бои, — вспоминает Николай Георгиевич. — Немцы отчаянно сопротивлялись, переходили в контратаки. Во время одной из них мы из своего 120-миллиметрового миномета вынуждены были вести огонь по вражеской бронетехнике. Нам удалось вывести из строя три немецких танка и три самоходных пушки. За тот бой на меня оформили в части документы на представление к высшей награде — званию Героя Советского Союза. Но на «верху» решили вручить орден Красной Звезды. Говорили, что для получения Золотой звезды Героя нужно было подбить ещё один фашистский танк…
После окончания войны Н.Г. Белан два года служил в Берлине, затем его перевели на север Германии. Лишь в 1948 году гвардии старшина Н.Г. Белан впервые побывал дома в отпуске. И с первого взгляда влюбился в симпатичную, работящую землячку, с которой встретился во время поездки к другу в Веселовский район.
-Оказалось, что мы с Николаем даже родились в один и тот же день, месяц и год! — вспоминает Екатерина Ивановна Белан. — На следующий год, 3 мая, исполнится 65 лет нашей совместной с ним жизни. Правда, после отпуска он служил ещё два года, так как не было в армии замены, а приехал домой тяжело больным туберкулезом, его комиссовали…
Да, все-таки война, тяжкие испытания здоровья не прибавляют…
Семья переехала в п. Веселый, в местной больнице можно было проводить лечебные процедуры. С помощью советов добрых людей да народной медицины Е.И. Белан выходила своего суженого. Он работал заведующим рынком, коммунхозом, а позже перешел в Веселовское автохозяйство диспетчером, поступил в Ростовский автотранспортный техникум.
В начале 1961 года, уже с двумя детьми — сыном и дочерью — семья Белан переехала в Семикаракорск. Областное управление транспорта направило Николая Григорьевича в созданное в станице автохозяйство начальником отдела эксплуатации, а Екатерина Ивановна, поправившись после болезни и операций, трудилась на строящемся консервном заводе, затем в его прачечном отделении.
Кстати, во многом именно благодаря настойчивости Н.Г. Белана в Семикаракорске была организована перевозка пассажиров автобусами.
-Тогда хороших дорог на Ростов не было, — вспоминает Николай Георгиевич. — Пассажиры ездили водным транспортом, да ещё малая авиация («кукурузники») перевозила людей. Вот и были в нашей станице тогда всего две асфальтированные дороги: по улице Калинина — на аэропорт и по Третьему переулку — на пристань.
Весной меня вызвали в областное управление транспорта, летел я в Ростов самолетом. Под крылом — красивейший вид на Дон и станицу Семикаракорскую с её утопающими в зелени ровными линиями улиц и переулков. И в голову пришла мысль: а почему бы здесь не организовать движение пассажирских автобусов, как в городе? Идею пассажирских перевозок в области поддержали, правда, в райкоме КПСС охладили пыл: дескать, ваша идея, вам и реализовывать. Но и помощь района в таком большом деле была нужна.
Мы разработали и измерили маршруты, определили остановочные площадки, и с 15 июля 1961 года по станице начали ходить два служебных автобуса «ПАЗ». Но случилось неожиданное — станичники с недоверием отнеслись к новому транспорту и не садились в автобусы. Лишь после моего обращения к ним по местному радио дело сдвинулось. Так что у нынешнего Семикаракорского ПАТП есть свой праздник, который можно проводить не хуже, чем проводят другие предприятия.
Первое небольшое здание автовокзала на пересечении улицы Калинина и Первого переулка сгорело (теперь там магазины), автокассу открыли в помещении бани ГУНДОСа. Около трех месяцев пришлось «пробивать» в райкоме КПСС решение проблемы с новым автовокзалом. Например, предложили нам место в районе Двадцать третьего переулка — очень неудобное для горожан. Наконец удалось добиться выделения участка, где ныне и расположен автовокзал. Члены районной комиссии убедились, что это удобнее — рядом есть коммуникации. Построили автовокзал лучше, чем в Волгодонске — там, по сути, автокасса-хатенка была.
В 1966 году открыли пассажирские автобусные маршруты на станицу Кочетовскую и в соседние районные центры, которые действуют до сих пор. Вырос и автопарк. На месте прежнего АТП впоследствии было создано два предприятия — по пассажирским и грузовым перевозкам…
Работали супруги Белан так, что теперь не стыдно людям в глаза смотреть. Оба — ветераны труда. Фронтовик и труженица тыла в один день получают поздравительные открытки от Президента России к Дню Победы. Они внимательно следят за событиями в стране и мире, переживают за все, что происходит в обществе.
До сих пор в образцовом порядке содержат двор, красивую металлическую ограду Николай Георгиевич сделал сам, поскольку знает кузнечное дело. Вместе обрабатывают землю, выращивают цветы — для души, овощи — для детей, внуков-правнуков да и просто добрых знакомых. Недавно дочь Галина приезжала, помогла укрыть рассаду. Очень довольны супруги и социальным работником отделения №3 Семикаракорского ЦСО Ларисой Александровной Бруяка, которую они называют просто по имени. На её помощь им всегда можно рассчитывать.
Стойко держатся ветераны. Года четыре тому назад случился у Николая Георгиевича приступ — парализовало правую сторону головы и тела. И вновь его опорой и спасительницей стала Екатерина Ивановна. Но обоих едва не сразила весть о смерти после болезни 57-летнего сына Владимира, профессионального военного. Служил он в разных регионах страны и за рубежом (три года работал военным специалистом в Анголе). Родители им гордились, а он хотел забрать их к себе, в Петрозаводск, к двум внучкам и правнукам.
Теперь уже их дочь Галина зовет мать и отца жить к себе в Санкт-Петербург. Но родители отказались: мол, пока они ещё оба живы, никого не хотят стеснять.
-Места у дочери для нас хватит, — рассуждает Екатерина Ивановна. — Двое сыновей у неё выросли. Но поглядела я как-то на многоэтажный дом, где их квартира. Из-за него из-за соседних высотных зданий там ведь света белого не видно, только клочок неба над головой. А я люблю солнце, землю, зелень, цветы. Жаль, многие не ценят, уезжают — пустеют наши хутора. Многое утеряно и во взаимоотношениях людей — доброта, милосердие, душевность…
Горько это слышать… Знаю одно — наши ветераны вновь придут на общегородской митинг в честь Дня Победы, в приближение которого они внесли свой немалый вклад. И все мы будем искать среди них знакомые лица, чтобы поздравить поколение победителей, пожать руки, подбодрить. Ведь не секрет: пока они рядом с нами, мы чувствуем себя моложе, уютнее, словно под родительской опекой в юные годы.
Н. МИХАЛЕВИЧ.
Фото А. ДЬЯКОН.