ОДИН ИЗ МНОГИХ
26 апреля — День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах
26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной станции грянул взрыв. Произошла катастрофа, в ликвидации последствий которой принимали участие не только специалисты в области атомной энергетики, военные, но и срочно мобилизованные резервисты — позднее их стали называть ликвидаторами. Основная часть работ на станции и в прилегающей к ней 30-километровой зоне была выполнена в 1986-1987 годах, в ней приняли участие 240 тысяч человек. Общее же число ликвидаторов, включая и тех, кого призвали из резерва в последующие годы, составило около 600 тысяч.
Василий Иванович Иванкин уехал в опасную зону в ноябре 1986 года. Он был бригадиром-монтажником в ПМК «Ростовмелиоводстроя» и той осенью работал на полях Мартыновского района. Туда за ним и приехали с повесткой — велели собирать вещи и на следующее утро прибыть в военкомат.
— Мы знали, куда он едет, ведь с апреля прошло уже много времени — вспоминает Нина Александровна, жена Василия Ивановича, — и пошли к военкомату вместе. В тот день из Семикаракорска уехали на ликвидацию катастрофы сразу несколько человек. Кто-то вернулся еще до новогодних праздников, набрав максимально допустимую дозу радиации, а Василий Иванович оставался там до мая 1987 года.
Он рассказывал потом супруге, как жили ликвидаторы в больших военных палатках, отапливаемых «буржуйками», как ездили на дезактивацию деревень в 30-километровой зоне, как уже в апреле восемьдесят седьмого он несколько раз поднимался на крышу уцелевшего блока АЭС. Описывал, как подробно объясняли резервистам их задачу: быстро подняться на крышу, взять конкретный предмет и отнести его в конкретное место. На все — одна минута. Пять или шесть раз поднимался Иванкин на ту крышу. И этих считанных минут хватило, чтобы доза радиации, полученная им, достигла максимально допустимой отметки. 15 мая 1987 года он вернулся домой.
Полгода, проведенные в непосредственной близости от места катастрофы, не прошли для Василия Ивановича бесследно: в начале 90-х годов он получил вторую группу инвалидности, пришлось оставить работу. И теперь каждый год, с момента появления в Семикаракорске знака, установленного в память о ликвидаторах, вместе с коллегами-чернобыльцами он приходит сюда с цветами, вспоминает о катастрофе, с которой ему пришлось столкнуться лицом к лицу.
Н. БИЛЕЦКАЯ. Фото из семейного архива Иванкиных.