Охотник за чучелами
«У всех дети, как дети, а наш…» Так привычно бурчат себе под нос родители, когда вдруг обнаруживают, что их любимое чадо вдруг увлеклось чем-то необычным. Не играет в футбол с мальчишками и не бегает на рыбалку, если мальчик, не собирает фантики и не шьет куклам одежки, если девочка. Примерно так тихо негодовали родители Игоря Мироненко, когда обнаружили, что мальчишка слишком уж, по их мнению, увлекся охотой и изучением донской фауны. Сейчас-то он уже взрослый 28-летний парень, и о хобби сына мама с папой говорят с удовольствием, зато раньше, пока он в школе учился, очень недовольны были, особенно Лидия Степановна. Но теперь она с удовольствием вспоминает, как, будучи совсем еще малышом, ее Игорек собирал в нагрудный карман рубашки всяких жучков и очень потешно злился, когда они начинали расползаться.
— Он ведь, разбойник, учился плохо, — говорит Лидия Степановна. — Но всегда любил биологию, ботанику. Не помню, в третьем или четвертом классе это было: закрылся в туалете и не выходит. Я уже и ругаться начала, чуть дверь не выломала, а он там сидит себе и учебник биологии для восьмого класса читает.
Охоту парнишка любил до дрожи. Еще совсем маленьким уходил из дому в походы. Амуниция соответствующая была: автомат деревянный, нож, противогаз. Навесит все это добро на себя и вперед — исследовать окрестности станицы. Домой возвращался уже в потемках, и все упреки матери были ему нипочем.
— Дедушка наш был заядлым охотником, наверное, и внук весь в него, — объясняет Лидия Степановна. — Однажды просился Игорек с ним пойти, уж так упрашивал-уговаривал, что дед сдался. «Хорошо, — говорит, — возьму тебя с собой. Ложись спать, разбужу рано». Игорь обрадовался, конечно, но на всякий случай решил подстраховаться — раздобыл нитку и один ее конец себе на ногу привязал, а другой к дедову ружью примотал. Рано утром дедушка проснулся, увидел нитку, усмехнулся, отвязал от ружья и отправился на охоту в одиночку. Парень, разумеется, ужасно расстроился. Поэтому в следующий раз пришлось ему внука все-таки с собой взять. Решил так: надо парня как следует поводить по окрестностям, чтобы устал и больше не просился. Что ж, пошли они… Уже дед со счету сбился, сколько они километров на пару прошли, уже и подстреленный заяц и вся охотничья амуниция опытному охотнику руки оттягивают, а внук как ни в чем не бывало скачет вокруг него и даже помощь свою предлагает: «Ты устал? Давай я ружье понесу! Или зайца! Или ружье и зайца вместе!»
В общем, когда настало время с профессией Игорю определяться, он, не раздумывая, подал документы в Константиновский сельскохозяйственный техникум — решил стать ветеринаром. И там-то впервые столкнулся с таксидермией, которая стала главным его увлечением, после охоты, конечно. Пришлось ему однажды собрать скелет нутрии — для учебного пособия. Задумался: может быть, попробовать чучело сделать? Принялся изучать специальную литературу, и вскоре в родительском доме ступить было некуда от учебников, журналов и дисков с мастер-классами.
— Мне сначала очень это хобби не нравилось, — признается мама Игоря. — А потом я поняла, насколько он увлечен этим делом, и успокоилась. Что уж тут поделаешь — нравится сыну делать чучела…
Своим упрямством в постижении всех тайн ремесла Игорь шокировал родителей. Например, может позвонить домой и сказать: «Мам, там в моих журналах найди шестой номер за такой-то год. Открой (называет точно, какую именно страницу) и прочитай мне, что написано».
Серьезно заниматься таксидермией Игорь начал уже в сельскохозяйственном институте, куда поступил после техникума. С ветеринарией он решил к тому времени расстаться, а вот с любимым увлечением — нет. На кафедре ему даже отдельное помещение выделили, где студент мог спокойно возиться со своими чучелами и обучать этому делу своих однокурсников.
— Игорь дарил чучела птиц и животных преподавателям, в институте многие свои работы оставил, а теперь делает их просто так — для себя. Изготовил даже чучело кабана — купил убитого зверя у охотников и возился с ним долго, — рассказывают родители. — Сейчас он живет в Батайске, а все свои работы привозит к нам. На некоторые даже покупатели находятся.
И правда, дом у Мироненко, как музей флоры и фауны — куда ни глянь, повсюду чучела птиц, мелких зверьков, обитающих в наших краях. Здесь можно уроки зоологии проводить, чтобы знакомить школьников с животным миром донщины.
Н. БИЛЕЦКАЯ.