Целевая программа «Жилище»
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Текст программы и правила предоставления молодым семьям социальных выплат опубликованы на официальном сайте министерства регионального развития Российской Федерации — www.minregion.ru.
На вопросы о новой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ответил председатель комитета по молодежной политике администрации Ростовской области С.В. Чуев.
— Как обстоят дела с приемом документов от молодых семей для включения их в число участников подпрограммы? Его осуществляют органы местного самоуправления?
— К сожалению, в настоящее время это невозможно. Для включения в число участников подпрограммы необходимо урегулирование ряда вопросов, относящихся к компетенции администрации Ростовской области. Комитетом по молодежной политике подготовлен проект постановления администрации области «О порядке реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на территории Ростовской области». В этом документе будут определены порядок и условия признания молодой семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; порядок формирования списка молодых семей, желающих получить социальную выплату в текущем году; полномочия исполнительных органов, участвующих в реализации подпрограммы, и другие важные вопросы. После утверждения постановления органы местного самоуправления начнут прием документов для включения молодых семей в число участников подпрограммы. Ориентировочный срок утверждения постановления — 20 апреля 2011 года.
Одновременно идет работа по приведению в соответствие с федеральным законодательством подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Ростовской области» областной долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан и стимулирование развития жилищного строительства на 2010-2013 годы».
— А список молодых семей-участников подпрограммы в 2011 году уже сформирован?
— Нет, список не сформирован. Это связано, прежде всего, с необходимостью утверждения порядка его формирования, который будет предусмотрен в разработанном постановлении администрации области. Формирование списка планируется во втором квартале 2011 года.
— Сохранится ли очередность молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы» при включении в новую подпрограмму?
— Новая федеральная подпрограмма не предусмотрела переходных положений для молодых семей-участников подпрограммы, включенных до 2010 года. В 2010 году из 2 507 молодых семей, включенных в сводный список, социальные выплаты были предоставлены 379 молодым семьям. По состоянию на 1 января 2011 года 2 026 молодых семей остались в числе участников ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, которым социальные выплаты не были предоставлены.
В новом проекте постановления администрации области предусмотрены меры, позволяющие молодым семьям использовать документы, на основании которых молодая семья-участник предыдущей программы была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий до 31 декабря 2010 года. Для этого молодым семьям нужно будет подать новое заявление и документы, которые необходимы для включения в число участников новой федеральной подпрограммы «Жилище» на 2011-2015 годы (пункт 15). Органы местного самоуправления примут новые нормативные документы, включающие эти семьи в число участников новой подпрограммы.
Предполагается, что сохранится очередность участников подпрограммы ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы. В некоторых муниципальных образованиях списки семей на получение социальной выплаты были утверждены постановлениями, на основании которых группы семей должны быть включены одной датой. В этом случае семьи, включенные одной датой, будут выстраиваться в списках в алфавитном порядке.
К сожалению, не смогут продолжить участие в подпрограмме молодые семьи, претендовавшие на погашение ипотечного жилищного кредита, в которых возраст одного из супругов или, если это неполная семья, одного родителя достиг 36 лет.
— Что изменилось в новой подпрограмме?
— В ней исключена правовая норма, позволяющая молодой семье направить полученную социальную выплату на погашение взятого ранее ипотечного жилищного кредита (займа). Молодая семья участвовала в подпрограмме, если на момент заключения кредитного договора она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. К сожалению, такие семьи не смогут продолжить свое участие в подпрограмме.
Не определен порядок работы с молодыми семьями, возраст которых на момент включения в число участников подпрограммы не превышал 35 лет. В новой подпрограмме норма не изменилась. Цитирую: «Участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 35 лет». Следовательно, по достижении предельного возраста дальнейшее участие молодой семьи в подпрограмме недопустимо.
Новая подпрограмма расширила спектр направления выделяемой молодой семье социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Социальные выплаты используются
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья) (далее — договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее — кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения эконом-класса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
— Как изменился объем средств федерального и областного бюджетов, предусмотренных в рамках реализации подпрограммы?
— Объем средств федерального бюджета в 2010 году составил 4, 887 млрд. рублей, в 2011 году по подпрограмме предусмотрено 4, 757 млрд. руб. Ростовской области в 2010 году из средств федерального бюджета было выделено 95 190, 66 тыс. рублей. Из областного бюджета в 2010 году выделено 122 125,1 тыс. рублей, местных бюджетов — 20 009,4 тыс. рублей.
На 2011 год в рамках подпрограммы из средств областного бюджета выделено 120 000,0 тыс. рублей, из средств местных бюджетов — 50 524,0 тыс. руб.
— Какие документы нужно предоставить для включения в число участников подпрограммы?
— Перечень определен в п.15 Приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы». Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении № 2, в двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.