Учить или не учить?

Мы уже рассказывали нашим читателям о том, какие невиданные баталии развернулись в российском обществе вокруг проекта нового образовательного стандарта для старших классов, и обещали следить за развитием темы (см. «СВ» № 17 от 15.02.2011). Как и говорил министр образования, на сайте его ведомства 15 февраля появился доработанный проект, в который были внесены необходимые, по мнению разработчиков, изменения и дополнения. Параллельно в СМИ начали выступать разработчики проекта, переводя на бытовой русский язык его положения. Такая «адаптация» текста для нас, среднестатистических россиян, очень полезна, поскольку написан документ по-прежнему сухо и официально.
Расскажите нам
Эта ситуация со стандартом, честно говоря, обескураживает. Вот скажите, что важнее: будущее детей и всей страны в целом или то, кто будет «бегать по телевизионным экранам» в 2014 году, предваряя трансляции Олимпийских игр? Ответ очевиден, вроде бы. Но на федеральном телеканале устраивается почему-то всенародный кастинг заек, леопардов, разномастных медведей и говорящих матрешек, а не обсуждение по-настоящему важных вещей. Да нам и не надо прямых эфиров и телемостов — это, наверное, очень дорого. Но ведь можно же было в теленовостях взять интервью у какого-нибудь чиновника из минобрнауки, который рассказал бы всем, что скоро наши дети будут учиться по-новому. Что от старой школы в привычном для нас понимании не останется камня на камне. Пусть бы он сказал: «Ребята, нас ждут большие перемены!» И мы бы очень внимательно слушали, потому что нас, заинтересованных граждан, не два-три человека на всю страну. Нас миллионы — мам и пап, дети которых еще пока не учатся в старших классах, но перспектива эта не за горами. И вот нам, миллионам, интересно — чему и как будут учить наших детей. Кто будет учить? Бесплатно или за деньги?
Однако выбор был сделан в пользу говорящих мультипликационных животных — о них нам рассказали очень подробно. А когда буря грянула и вдруг выяснилось, что народ почему-то против нового прекрасного, три года создававшегося стандарта, нам начали объяснять. Но опять-таки не «в телевизоре», а со страниц печатных изданий, которые большинству россиян недоступны. Корреспонденты «СВ» взяли на себя труд внимательно прочесть стандарт, изучить интервью разработчиков и рассказать читателям районки о результатах.

Что нас ждет?


Недавно выяснилось, что разработчики скандального проекта ошиблись в выборе слов. Они опрометчиво назвали четыре злополучных предмета — физкультуру, ОБЖ, Россию в мире и индивидуальный проект — обязательными. Оказывается, эта великолепная четверка — общая для всех. А вот пять образовательных областей — «Филология», «Иностранный язык», «Общественные науки», «Математика и информатика», «Естественные науки» — как раз обязательные. Из каждой надо будет выбрать 1-2 предмета, но чтобы в общей сложности получилось не больше семи.
Об этом стоит рассказать поподробнее, потому что никто другой, похоже, этого делать не собирается.
Итак, разъяснение первое — самое важное. Никто не заставит старшеклассника выбирать между русским языком и литературой. Или между русским языком и родным (национальным). Государственный язык будут учить все. И литературу, кстати, тоже. Выбрать в данном случае можно будет только уровень обучения. На интегрированном (самом простом) оба предмета будут слиты в один курс под названием «Русская словесность». Правда, программы для него нет, учебников тоже. Но они появятся, утверждают авторы стандарта, к моменту его внедрения. На двух более «высоких» уровнях — базовом (среднем) и профильном (углубленном) русский язык и литература будут преподаваться отдельно, но тоже в обязательном порядке. То есть, если хочешь изучать государственный язык на самом высоком уровне, будешь на таком же уровне и литературу штудировать. Между прочим, этого в первом варианте стандарта не было — спасибо интернет-сообществу, которое привлекло всеобщее внимание к стандарту и практически вынудило разработчиков внести изменения.
Второй немаловажный момент: ученик должен будет, хочет он этого или нет, выбрать три или четыре предмета для углубленного изучения. Мы попробовали «набросать» предполагаемый стандартом учебный план для трех виртуальных десятиклассников: «гуманитария», «технаря», «химика».
Итак, гуманитарий в качестве профильных выберет русский язык и литературу, иностранный язык и историю. На базовом уровне он сможет в таком случае изучать, допустим, географию, математику (или математику и информатику вместе — в виде интегрированного курса), а также биологию, или химию, или физику, или экологию (или все это вместе в виде опять-таки интегрированного курса — естествознания).
«Технарь» примется углубленно изучать физику, математику и, скорее всего, информатику. Тогда для базового изучения ему остаются все те же русский язык и литература, иностранный язык и… Дальше проблема: что еще выбрать? Географию или историю — что важнее? Химию с биологией выбирать нельзя — из естественнонаучной области мы уже взяли физику…
Непросто будет сделать выбор и «химику». С двумя профильными предметами понятно: химия и биология. А еще какой? Иностранный язык? Математика? Что потребуется для поступления в вуз? А вдруг нужна будет информатика? А если захочется поизучать и географию, и историю тоже? А если, что вполне логично, приглянется экология? Ее уже не выберешь — она в одной группе с химией и биологией, а мы там уже весь «лимит» исчерпали.
В общем, как ни крути, с разносторонним образованием в старших классах придется распрощаться. Это первый, самый весомый минус стандарта. Есть и второй: непонятно, каким образом будут выставляться отметки. Ведь «пятерка» по математике в рамках облегченного, интегрированного, курса окажется намного легковеснее аналогичной оценки у ребят, углубленно изучающих этот предмет. Как быть в этом случае? Разработчики стандарта нас успокаивают: он будет введен во всех без исключения школах только в 2020 году, в общем, есть время и программы учебные разработать, и с нуля придумать «Россию в мире», и систему оценки знаний кардинально изменить.
Есть и радостная новость: в школьный курс опять вернется астрономия. Правда, на правах предмета по выбору, наряду с «искусством», «технологией», «дизайном», «хореографией» и чем-то еще. Но не надо ликовать раньше времени: эти предметы появятся в учебном плане конкретной школы, если она сможет обеспечить их преподавание. А если нет у нее, например, хореографа и подходящего зала для занятий, то и не будет никакой хореографии.
Нет, к чему лукавить, в целом проект стандарта прекрасен. В нем все так здорово описано, такие умные слова в каждой строке — дух захватывает. Особенное внимание уделено в нем детям-инвалидам. Хочется верить, что все расписанные в этом разделе нормы и правила будут на самом деле воплощены в жизнь, а все недочеты из стандарта устранят. Время для этого есть: сейчас проект все еще находится на стадии обсуждения, внесения изменений, дополнений и уточнений.
И вот еще что важно: новый стандарт требует обеспечения бесплатного общедоступного среднего (полного) общего образования. Так что все слухи о том, что нам придется платить школам, не соответствуют действительности.
Н. БИЛЕЦКАЯ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта