ШКОЛА — МОЯ СУДЬБА

  • Комментарии к записи ШКОЛА — МОЯ СУДЬБА отключены
  • 995

К августовской педагогической конференции


«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей». Именно с этих слов начнем рассказывать об уважаемой учительнице, жительнице х. Сусата Валентине Федоровне Гулевской, вся жизнь которой посвящена детям.

Первые шаги в профессии Валентина Федоровна сделала в Урус-Мартане, Чечено-Ингушской АССР. У неё остались добрые воспоминания о учениках-чеченцах, об уважительном отношении к учителям со стороны местного населения, об удивительной природе Северного Кавказа.

В 1968 годуВалентина Федоровна вернулась на родину, в свой район и была назначена завучем Сусатской школы, где продолжила учить ребят одним из основных предметов программы — языку и литературе.

— На заре моей педагогической карьеры поверили в меня Михаил Петрович Петров и Василий Леонидович Ганженко, и я очень старалась оправдать их доверие, — говорит В.Ф. Гулевская. — Школе и детям отдала 37 лет. В Сусате прожила всю жизнь, здесь родились и выросли мои близняшки — сын Федор и дочь Марина, здесь трудятся влюбленные в профессию коллеги. Эта маленькая школа — моя судьба.

Крепкий учительский коллектив бережно хранит и продолжает добрые традиции, начатые старшим поколением педагогов. Основателем многих интересных дел для развития и обучения ребят была завуч В.Ф. Гулевская. В 70-80-е годы в школе активно развивались краеведческие, спортивные туристские кружки. У Валентины Федоровны блестят глаза, когда она вспоминает своих замечательных учеников и по старой памяти называет их детскими именами: «Леня Проциков, Надя Клименко, Юра Соколенко, Надя Козлова, Саша Симонов — скольких славных ребят выпустила в жизнь наша школа! А мои коллеги. Знаете, какие педагоги, новаторы, организаторы у нас трудились! Помимо преподавания предметов, велась грандиозная воспитательная работа. Завуч Борис Федорович Коноваленко сплотил вокруг себя учителей Нину Андреевну Понадцову, Александру Ивановну Горину, Александру Ивановну Гусеву, Галину Георгиевну Кузнецову, Николая Емельяновича Каркачева, Виктора Николаевича Гусева. Все мы работали с огоньком, участвовали с ребятами в соревнованиях, ходили в походы, помогали совхозу».

Большое значение в Сусатской школе уделялось в те годы трудовому воспитанию детей. Старшеклассники обязательно участвовали в уборке урожая, зачастую создавались семейные экипажи. Иван Михайлович Балков, например, работал вместе с дочерью Наташей, и по итогам уборки они оказались победителями. Пришкольный участок был подспорьем для школьной столовой. Собирали много картофеля, помидоров, баклажан, перца и очень гордились выращенным урожаем. В школьном саду созревали вишни, ребята собирали их и отправляли на Семикаракорский консервный завод. Ухаживали дети за кроликами и телятами, и даже коконы шелкопряда растили юные натуралисты. Белоручек среди выпускников не было, и многие мальчики оставались после школы в родном совхозе.

А еще Сусатская школа «болела» туризмом. У истоков этого увлечения стояли трое: Василий Леонидович Ганженко, Альберт Никитич Фисенко, Виктор Николаевич Гусев. Они водили ребят в многодневные походы, учили их всем туристским хитростям. Каждый год проводился общешкольный турслет, в котором участвовали все ученики и учителя. С появлением в школе учителей Натальи Георгиевны и Алексея Ивановича Морозовых, туризм еще больше укрепил позиции. Каждый класс уходил в поход с родителями и учителями. Все выпускники Н.Г.Морозовой до сих пор с благодарностью вспоминают те походы.

— Бывший директор школы Василий Леонидович Ганженко всегда приветствовал появление молодых учителей в коллективе, поддерживал любую хорошую инициативу. — рассказывает В.Ф.Гулевская. — Молодое поколение легко вливалось в работу. Сегодня имена Сусатских преподавателей знают в районе. Это Алла Михайловна Ярош, Галина Васильевна Субботина, Надежда Ивановна Гриненко, Валентина Васильевна Пятибратова, Раиса Владимировна Катасонова, Людмила Дмитриевна Бударина, Любовь Михайловна Пазушкина. За свой труд многие из них имеют заслуженные награды.

Самые первые вечера встреч выпускников школы были трогательными и искренними, педагоги готовили интересные экскурсии в школьном музее, проводили замечательные слеты отличников и ударников учебы в конце каждого учебного года.

В 1972 году в школе появилась первая «золотая» медалистка – Люба Горина, которую теперь в районе знают как врача-терапевта Любовь Александровну Ковальскую.

В настоящем времени с «золотыми» медалями окончили Сусатскую школу более 20 учащихся, с «серебряными» – более 40. Валентине Федоровне приятно осознавать, что она вместе с другими учителями сделала все возможное, чтобы образованных людей, достойных членов общества стало как можно больше.

В.Ф. Гулевской есть о чем рассказать и вспомнить, она считает себя счастливым, состоявшимся в жизни и в профессии человеком. Находясь на заслуженном отдыхе, беспокойная Валентина Федоровна оказывает методическую помощь учителям родной школы, они и сами часто приходят за советом к опытной коллеге. Свободное время посвящает занятиям с ребятами, подтягивает их по русскому языку и литературе, помогает готовиться выпускникам к госэкзаменам. Услада для души — внуки, которые приезжают из Ростова на лето к бабушке. С ними скучать не приходится. Хочется побаловать вкусненьким, окружить заботой, лишний раз похвалить.

— Счастливыми моментами полна жизнь, их нельзя упускать, — считает Валентина Федоровна. — Я рада, что на мою долю выпало работать для счастья детей и Родины.

Н. ЛОБЫНЦЕВА.

Фото из архива Сусатской СОШ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта