ТРУД НА ЦЕЛИНЕ ЗАКАЛИЛ ХАРАКТЕР

  • Комментарии к записи ТРУД НА ЦЕЛИНЕ ЗАКАЛИЛ ХАРАКТЕР отключены
  • 1028

Электротрактор ЭТ-12 за работой
В постсоветское время многое из недавнего прошлого нашей страны критикуется, а порой и опошляется. Так происходит и с отношением к эпопее освоения целинных земель в Казахстане, Сибири, Поволжье и других регионах СССР в 1954-1964 годах и в последующий период. Если во времена всевластия единственной тогда в стране политической партии — коммунистической (КПСС) — ход освоения целины изображался как цепь великих трудовых побед, то ныне чаще можно услышать рассуждения о сплошных стратегических ошибках и недоработках руководства СССР.
Но оставим стратегию большим политикам. «Партия и правительство» могли ошибаться, но причем тут простые целинники — сотни тысяч молодых специалистов, приехавших в бескрайние степи и самоотверженно трудившихся, чтобы накормить голодную, возрождавшуюся после военной разрухи страну? И самое главное — поставленная задача была выполнена тогдашним молодым поколением в кратчайшие сроки!

Среди покорителей целинных и залежных земель были и жители нашего района, в частности, супруги Валентин Борисович и Людмила Дмитриевна Лавровы. Глава семьи, тогда ещё молодой и неженатый агроном (родился в 1931 г. в Подмосковье, позже судьба привела его в Ростовскую область, где и встретил свою будущую жену — мечетновскую казачку Людмилу Савельеву), в 1955 году был направлен по комсомольской путевке в Кокчетавскую область Казахстана. А через год решительный молодой целинник вернулся на Дон за своей девушкой, предложил ей выйти за него замуж.
Людмила Савельева к тому времени как раз закончила учебу в техникуме и стала работать зоотехником в Тацинском районе. После регистрации брака в местном ЗАГСе Валентин Лавров увез молодую жену в Москву посмотреть достопримечательности столицы. Так что после отпуска наш герой вернулся в Казахстан уже семейным человеком. Жили и работали Лавровы на целине до 1961 года.
Как же парень из Подмосковья попал на Дон, в Семикаракорский район?
— Я ведь родом из села, после окончания краткосрочных курсов работал комбайнером на Журавинской МТС (машинно-тракторная станция) Зарайского района Подмосковья и продолжал учиться, — вспоминает Валентин Борисович. — Ещё студентом Тимирязевской сельхозакадемии был включен в созданную специальную группу Всесоюзного института электрификации сельского хозяйства. Ученые занимались перспективными разработками, в частности, по использованию в земледелии тракторов на электрической тяге. Студенты помогали своим наставникам — по сути, для нас это была научно-производственная практика.
Наша группа молодых специалистов участвовала в экспериментальном пуске одной из первых в СССР электро-МТС, которая называлась «Мечетновская» и была создана в 1954 году на территории Семикаракорского района Ростовской области. Здесь я встретил и свою судьбу, мою «вторую половинку» — Людмилу. Её отец Д.Ф. Савельев в 30-е годы работал трактористом. Дмитрий Федорович участвовал в Великой Отечественной войне, был минером на фронте. Имел награды — ордена Боевого Красного Знамени и Отечественной войны. После тяжелого ранения ослеп, получил группу инвалидности, а её нужно было подтверждать ежегодно.
Помню, все удивлялись: мол, зачем гонять пожилых, заслуженных людей каждый год по медицинским кабинетам? Как будто за год у инвалидов откроется зрение, заново вырастет нога или рука, которых воины лишились в боях с врагом! Конечно, обидно было фронтовикам, но порядок такой, увы, сохранялся до недавнего времени.
Д.Ф. Савельев любил слушать радио, с вниманием следил за техническими новинками, нашими экспериментами в электро-МТС, о которых я рассказывал ему при встречах.
Кстати, в хуторе Вислом живет электротракторист Александр Молоканов, с которым мы и «приручали» новый трактор ХТЗ-12 (ЭТ-12) на электрической тяге работать с пятикорпусным оборотным гидравлическим плугом, со сцепкой из трёх сеялок и с другими агрегатами…
Работа на электро-МТС, по признанию В.Б. Лаврова, оказалась нелёгкой, но интересной — это был шаг в будущее, попытка технологического прорыва советских ученых в сфере агропромышленного производства. И не вина молодых исследователей, что их эксперимент в конечном итоге был закрыт. Видимо, они просто опережали свое время.
Как показали эксперименты 50-х годов, электротрактора могут выполнять все виды вспашки (подъём целины, зяби, паров), боронование, лущение, дискование, культивацию, а также посев зерновых, технических культур и трав.
Основные преимущества электротрактора по сравнению с обычными «собратьями» на керосине или солярке — простота технического обслуживания и лёгкость пуска, экономия ГСМ (до 25 тонн за сезон) и затрат времени и рабочей силы из-за ненадобности подвоза и заправки трактора с тепловым двигателем горючим и водой.
И для электротракториста работа не такая грязная и вредная для здоровья, как на оглушительно грохочущем, окутанном выхлопными газами и пропитанном нефтепродуктами тракторе с двигателем внутреннего сгорания. Говоря современным языком, по сути ЭТ-12 представлял собой экономичный, экологически чистый и инновационный продукт.
Но в целом проект оказался дорогостоящим — требовались большие финансовые затраты на строительство гидроэлектростанций, создание инфраструктуры (линии электропередач, подстанции и т. п.) в сельхозугодьях, разработку и внедрение электрооборудования и специальных гибких и износоустойчивых электрокабелей и многое другое.
Кстати, использование кабеля ограничивало возможности для маневра и выполнения полевых работ. К тому же, увы, электроагрегат с поля на поле приходилось перетаскивать с помощью обычных тракторов. А с открытием огромных и дешевых месторождений нефти в Сибири и Казахстане все разработки новых электротракторов были свернуты.
Сегодня интерес к использованию автомобилей и прочей техники на электрической тяге опять возрастает. В частности, на новом техническом уровне решается проблема по производству электротракторов нового поколения (на базовой конструкции Минского тракторного завода), возрождается забытая было идея.
О самом В.Б. Лаврове можно сказать, что он — из поколения молодых новаторов 50-х годов прошлого века, посвятивших лучшую пору своей жизни решению проблемы обеспечения хлебом жителей нашей огромной страны (тогда ещё в границах СССР).
— В советское время привыкли хвалить организацию и ход освоения целинных земель, — говорит В.Б. Лавров. — Но было и много трудностей, вызванных недостатками в приеме и расселении тысяч молодых специалистов и рабочих — агрономов, инженеров, механиков, комбайнеров, водителей и других. Зачастую жить было негде. Повезло тем, кто нашел себе квартиру в местных селениях. В основном целинники жили в щитовых «финских» домиках, палатках да землянках. Постоянно ощущался недостаток воды, столовых было мало, а вначале даже хлеба не хватало, его привозили издалека…
Первоцелинников встретила голая степь, где ими были основаны сотни новых совхозов-гигантов. Началось массовое строительство зерновых площадок и хранилищ, дорог, животноводческих помещений, в степи стали появляться благоустроенные поселки.
И многие старые селения словно обрели «второе дыхание» — там строились не только производственные здания, но и новые школы, детские сады, дома культуры и многие другие социально значимые объекты. Это стало возможным в результате труда многих тысяч людей по освоению целинных земель и укреплению экономики.
Трудились Лавровы вначале в МТС «Урожайная»: Валентин Борисович главным агрономом, Людмила Дмитриевна — зоотехником (подъем целины позволил не только получать ежегодно более миллиарда пудов зерна, но и за счет укрепления кормовой базы развивать крупные животноводческие комплексы). В 1958-1961 годах они на тех же должностях работали в зерносовхозе «Валихановский» Рузаевского района Кокчетавской области (ныне её территория поделена между Северо-Казахстанской и Акмолинской областями).
— Это был один из совхозов-гигантов, занимавший около 35 тысяч гектаров сельхозугодий, — вспоминает В.Б. Лавров. — Сравните с хозяйствами нашего Семикаракорского района — даже самые крупные из них имели земель раза в три меньше…
За каждой строкой биографии первоцелинника— месяцы и годы упорного труда, масса событий и происшествий, порой драматических, свидетелем и активным участником которых стал В.Б. Лавров. Например, он спас приехавшую на целину группу белорусов (более 30 человек), которых в первый же день расселили по несколько семей в квартирах щитовых домиков, и люди, не имевшие опыта пользования каменным углем для отопления, едва не угорели — закрыли на ночь вьюшки печей.
Однажды в конце зимы у понтонной переправы через реку Ишим перевернулась легкая лодка (из-за разлива воды на понтонный мост можно было попасть только на плавсредстве), в которой находились председатель райисполкома — ветеран Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда Б.Ж. Жангалов, директора совхозов, специалисты правобережных хозяйств, которые направлялись на предпосевное совещание в областной центр. В.Б. Лаврову и главному инженеру совхоза «Валихановский» не хватило места в лодке, они остались на берегу. Когда увидели, что случилось стали спасать людей. На помощь прибежали шоферы, а В.Б. Лавров вплавь — в ледяной воде — добрался до лодки и подтянул её к берегу. Вылив из неё воду, мужчины вызволили из беды остальных пострадавших (они держались за канат, который был натянут от берега к понтонному мосту), благодаря общим усилиям все были спасены, никто не погиб.
Однажды, в феврале 1956 года, В.Б. Лавров едва и сам не замерз в степи. По распоряжению из района он вместе с зоотехником В. Сергеевым должен был проверить, как идут работы по задержанию снега на полях, зимовка скота и подготовка к весеннему севу в колхозах, находившихся в зоне ответственности МТС «Урожайная».
Поскольку на автомобиле или лошади было не проехать по заснеженной степи, пошли на лыжах, но путников настиг буран. Каким-то чудом, сберегая последние силы и не позволяя себе долго отдыхать (чтобы не заснуть на холоде), добрались до колхозных землянок. А ведь при такой погоде могли заблудиться и пройти мимо поселка…
Главной задачей целинников оставалось, конечно, производство зерна — в стране в 1948 году отменили хлебные карточки для населения, но хлеба не хватало, и его нужно было получить как можно больше в кратчайший срок.
В Казахстан прибывали целые эшелоны с людьми (в основном молодежь) и техникой, к работе на полях привлекались и солдаты воинских частей. Однако в уборочную страду рабочих рук все равно не хватало. Урожаи в первые годы освоения целины были очень щедрыми, но намолоченное не успевали обрабатывать — очищать и сушить, и вороха хлеба буквально горели, дымились. Зерно надо было постоянно провеивать, перегружать с места на место, для чего требовалось множество рабочих рук. Взрослым помогали даже студенты и школьники.
— В страдную пору мы работали по 15-16 часов в сутки, — рассказывает В.Б. Лавров. — Отгрузку и отправку зерна с токов вели днем и ночью. Хлебоприемные пункты располагались за 100-200 километров. Чтобы пришедшие грузовые машины не простаивали, нередко брали в руки лопаты и отгружали до поздней ночи зерно все: и директор совхоза, и парторг, и инженер, и агроном, и водители, а также другие работники хозяйства.
Как-то из зернотреста вечером позвонили — необходимо прибыть к пяти часам утра на совещание в районный центр Рузаевку. Отказаться нельзя — за это могли не только «пропесочить» и объявить выговор, но и уволить с должности.
В три часа ночи мы выехали туда, поспать времени не оставалось. Совещание было важное, в нем принимали участие представители партийного и аграрного руководства Казахстана. Перед нами они поставили задачу срочно организовать разгрузку эшелонов с автомобилями. Сказали, что машины доставлены из Группы советских войск в Германии по личному распоряжению первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева.
В шоферы мы набрали водителей со всех легковых машин и даже автослесарей. С ними и принимали грузовые ЗИСы довоенного и военного выпусков, часть которых прошла фронтовыми дорогами от Москвы до Берлина. Борта их уже были специально наращены для перевозки зерна…
В ходе уборочных работ возникало немало разных производственных проблем. Например, прицепные комбайны С-6 («Сталинец-6») вели обмолот хлебов на тяге гусеничными тракторами ДТ-54, которые нужны были и на вспашке зяби. Как пояснил В.Б. Лавров, приходилось комбайны перецеплять на менее мощные колесные МТЗ-2, они даже не были оснащены кабинами. А гусеничные трактора практически круглосуточно поднимали зябь, трактористы ночевали в поле.
Много внимания уделялось улучшению семенного фонда, внедрялись новые сорта пшеницы и ячменя. Улучшалась культура земледелия, развивалось животноводство.
— В целинном совхозе «Валихановский» я как главный агроном отстоял метод безотвальной обработки пашни, предложенный академиком Т.С. Мальцевым, — рассказывает В.Б. Лавров. — Мне довелось познакомиться с Терентием Семеновичем в студенческие годы, в 1954 году я участвовал в организации встреч с ним нашей группы студентов Тимирязевской сельхозакадемии.
Терентий Семенович не был чисто научным деятелем, даже школу не довелось ему закончить. В основном аграрные знания получал с помощью самообразования и практической работы. После возвращения из немецкого плена (Т.С. Мальцев — участник Первой мировой войны, вернулся домой в 1921 г.) занялся опытнической работой в своем хозяйстве, приступил к испытанию различных сортов зерновых и зернобобовых культур. Пригодились знания европейских агротехнологий, увиденное за годы плена в Германии.
В 1951 году Терентий Семенович, тогда — депутат Верховного Совета СССР, но ещё не Герой Социалистического Труда и не почётный член ВАСХНИЛ, а просто полевод колхоза «Заветы Ильича» Курганской области, предложил не переворачивать плугом пливаст почвы, а только прорезать его, рыхлить, оставляя поверхность нетронутой.
Этот агроприем позволяет задержать в почве столь необходимую растениям влагу. Сохраняется и полезная почвенная микрофлора. Вывернутый же наружу глубинный слой земли, не скрепленный корнями растений, быстро превращается в пыль, которую разносит по округе ветер в виде «черной бури». Если же пласт земли при вспашке не переворачивать и оставлять стерню, то корни скошенных в уборочную страду растений не позволят ветру хозяйничать, защитят верхний плодородный слой почвы.
Но дело в том, что тогда господствовала иная, официальная точка зрения: академик АН СССР, президент ВАСХНИЛ и фаворит властей Т.Д. Лысенко настаивал, что надо «пахать глубоко, на двадцать сантиметров, хорошо переворачивая пласт» — для борьбы с сорняками и т. п. Что мог сделать в такой ситуации простой полевод Т.С. Мальцев, пусть и известный в стране? Терентий Семенович старался находить компромиссы даже со своими недоброжелателями ради выполнения главной задачи — чтобы люди всегда были сыты.
Большой заслугой Т.С. Мальцева является разработка технологии подготовки чистых паров в севооборотах засушливых районов, позволяющая получить более высокие урожаи зерновых (Н.С. Хрущев слушать не хотел ни о каких паровых участках — мол, надо кормить страну, земля не должна пустовать). Терентий Семенович обосновал также более поздние сроки сева яровой пшеницы для степных районов Сибири и Северного Казахстана. По словам самого ученого, начиная с 1930 года, его на протяжении 19 лет подряд каждую весну ругали за отставание по темпам сева, а каждую осень хвалили за добрый урожай.
Для новой технологии нужна была и другая техника. Мальцев в содружестве с инженерами разработал безотвальный плуг, бороны, лущильники с плоскими дисками. Многие хозяйства по всей стране использовали его методы обработки земли, но в большинстве своем аграрии выполняли официальные рекомендации.
В 1946 году Т.С. Мальцев был избран депутатом Верховного Совета СССР, а через девять лет ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, в 1956 году избран Почетным академиком Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), но всё равно оставался тем же скромным и трудолюбивым человеком, каким все знали его ранее…
Однако, как известно, отношение властей к Мальцеву (да и к его главному оппоненту Т.Д. Лысенко, который в 1956 г. был снят с должности президента ВАСХНИЛ) изменилось — после того, как ученые не одобрили некоторые инициативы руководителя СССР Н.С. Хрущева: массовый сев кукурузы в стране, даже в северных областях; распашку на целине таких земель, которые нельзя было использовать в сельском хозяйстве — солонцы, пески и т.п. А вскоре в СССР на вооружение была принята концепция химизации сельского хозяйства, которая, по сути, полностью перечеркивала мальцевскую теорию земледелия — зачем, к примеру, думать об агротехнологии борьбы с сорняками, когда их можно просто протравить?
Сегодня к идеям Т.С. Мальцева проявляют интерес те хозяйства, которые хотят производить экологически чистую продукцию — сторонники биологического (природного) земледелия.
На целине было реализовано предложение В.Б. Лаврова и по повышению материальной заинтересованности растениеводов в качественной и эффективной работе на земле: оплату труда в совхозе «Валихановский» стали строить не на основе количества вспаханных или обмолоченных гектаров (хотя обмолоченные площади, конечно, учитывались), а в зависимости от валового сбора зерна с определенной площади. Была опасность, что погоня за гектарами и тоннами приведет к снижению качества работ и большим потерям урожая.
Добавим — опасения молодых специалистов оказались ненапрасными. Уже после отъезда семьи Лавровых из Казахстана стали ярко проявляться негативные процессы, вызванные бездумным отношением к освоению огромных земельных массивов: из-за отсутствия защитных лесополос и использования отвальных плугов почвы страдали от эрозии, суховеи и пылевые бури приводили к обеднению гумусного слоя пашни, к снижению урожаев, повышению затрат и себестоимости производства зерна. Вот когда вновь вспомнили о Т.С. Мальцеве и его агротехнологиях. В 1975 году Терентию Семеновичу вторично было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Между тем внимания государства требовали не только целинные, но и другие регионы страны. А финансов на все нужды не хватало. И изобретательский склад ума ещё не раз выручал В.Б. Лаврова и его коллег, помогал решать различные проблемы — теперь уже в Ростовской области. Как и в Казахстане, Валентин Борисович в нашем районе выдвигал и успешно реализовывал свои рационализаторские предложения. И опять ему приходилось решать не только производственные задачи, но и спасать людей от верной гибели. Даже время не смогло повлиять на него, превратить в равнодушного обывателя, заставить пройти мимо чужой беды.
Видимо, жизненные трудности, целина закалили характер В.Б. Лаврова, как и многих его сверстников. Так что совсем не случайны и награды — признание заслуг простого труженика государством: памятный знак ЦК ВЛКСМ молодому покорителю целины (1956 г.), Малая золотая медаль ВДНХ (1956 г.), медаль «За освоение целинных земель» (1958 г.), звание заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР и медаль «Ветеран труда».
В совхозе «Донской» В.Б. Лавров работал в разных должностях, в том числе бригадиром известной на всю страну передовой овощеводческой бригады, агрономом, инженером-мелиоратором, экономистом. Овощеводом трудилась и Людмила Дмитриевна, которой тоже было доверено руководство бригадой. Она также награждена медалью «Ветеран труда», в один год с Валентином Борисовичем (1994 г.).
— В 50-е и 60-е годы большие преобразования происходили и в сельском хозяйстве Ростовской области — в донской степи пролегли магистральные мелиоративные каналы для орошения овощных плантаций и садов, создавались новые совхозы, — вспоминает В.Б. Лавров. — Плодоовощные совхозы «Донской» и «Донские зори» находились в самом конце семикаракорского магистрального оросительного канала и постоянно испытывали нехватку поливной воды, что сдерживало выполнение планов поставки овощей на Семикаракорский консервный завод.
Как главный инженер-мелиоратор совхоза «Донской» я внес рационализаторское предложение: использовать в качестве водоема-накопителя карьер, где ранее добывали глину для семикаракорского кирпичного завода. Люди начали вывозить туда разный мусор, возникла стихийная свалка. Карьер был очищен и мы постепенно заполнили его водой, помогли нам и дожди.
Так и появился в хозяйстве бассейн суточного регулирования воды в оросительной сети, емкость его — около 300 тысяч «кубов». Мы дополнительно смогли задействовать на полях 30 дождевальных установок.
По автодороге на Волгодонск дорожные строители планировали расширение трёх узких мостов, которые могли послужить причиной ДТП. Однако строительство новых мостов — дело дорогостоящее и долгое. Мы в соавторстве с инженером-дорожным строителем П.С. Ивашуткиным перепроектировали замену трех узких мостов и предложили использовать железобетонные кольца — трубы для сброса дренажных вод. Такое гидротехническое сооружение было построено. За свое рацпредложение мы получили огромную по тем временам премию — по 1500 рублей.
А на девятом километре строительство автодороги «утонуло» в плывуне — заболоченном котловане. Одни уложенные железобетонные плиты тонули в этом болоте, другие, наоборот, выворачивало на поверхность. В конце концов было принято решение засыпать весь котлован. Предстояло выполнить огромный объем земляных работ, что задерживало и удорожало строительство.
Я попросил подождать хотя бы сутки, чтобы придумать какой-нибудь иной выход. И утром, по моему предложению, прямо на асфальте сварщики начали делать «лестницу» из металлических труб. Затем её уложили на лежащие в плывуне железобетонные плиты, а сверху закрепили 24 железобетонных кольца метрового диаметра. Гидротехническое сооружение получилось удачным: и транспорт мог ездить по дороге, и лишняя вода с двух полей площадью 120 гектаров ушла (ранее её перекачивали насосными станциями)…
И таких примеров память В.Б. Лаврова хранит много. Будучи бригадиром хозрасчетной овощеводческой бригады, ставшей лучшей в хозяйстве, он усовершенствовал астраханскую технологию установкой на культиваторе вместо «лап» поворотных дисков, которые успешнее атаковали сорняки. Для уборки овощей в бригаде Лаврова были внедрены фронтальные боковые транспортеры и поддоны. На её базе проводились областные семинары овощеводов по обмену опытом .
Но и сегодня, несмотря на солидный возраст, трудно представить В.Б. Лаврова тихонечко сидящим в уютном кресле. Он по-прежнему старается творчески подходить к решению любых проблем: совершенствует садово-огородные инструменты, придумывает какие-то приспособления для работы в быту. А то взялся рисовать проект герба для нашего района.
Круг интересов В.Б. Лаврова очень широк. Он старается побольше узнать об интересных людях, встретившихся в жизни. Переписывается с различными ведомствами — от районного до федерального уровней. Совершенствует свои устройства для спасения людей — сделанные из подручных средств самоспасатель и прибор искусственного дыхания. В ответ на сомнения в успехе и вопросы типа «зачем это вам надо» Валентин Борисович не обижается и отвечает: «Пусть официально мои предложения не будут признаны и зарегистрированы как изобретения, но если они помогут кому-то, например, спасут хотя бы одну жизнь, значит, всё было не напрасно».
Н. МИХАЛЕВИЧ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта