подписка

Ситуация

325895755Не так давно, в октябре 2011 года, в нашем городе торжественно отметили 50-летие семикаракорского автотранспортного предприятия (АТП). В адрес его тогдашнего руководителя Г.В. Иванько и трудового коллектива прозвучало немало теплых слов благодарности и пожеланий легких дорог, стабильной, успешной работы.

Между тем транспортники не скрывали и трудностей, связанных с усилением конкуренции в сфере пассажирских перевозок (от некоторых междугородных маршрутов пришлось отказаться), старением автопарка. А в конце декабря 2013 года в ОАО «Семикаракорское АТП» и вовсе «власть переменилась»: генеральным директором избран О.А. Чернов, по сути — представитель ростовских акционеров, которые владеют большей частью акций автотранспортного предприятия.

Не прошло и месяца, как от семикаракорцев посыпались жалобы на то, что они почему-то не могут купить билеты в предварительной кассе на ростовские маршруты, да и вообще местные автобусы перестали ходить в областной центр.

— Вот уже два дня — 22 и 23 января — не можем в утренние часы уехать в Ростов по делам, — зашли возмущенные жительницы г. Семикаракорска А.П. Чижикова и Е.С. Сергеева. — И другие желающие пройти обследование в областной клинике, попасть на поезд, встретить приехавших родных и т. д., которым надо пораньше быть в областном центре, не смогли этого сделать. Некоторые наняли за две тысячи рублей такси, чтобы хоть как-то выйти из положения

Отменены автобусные рейсы в Волгодонск, Шахты. Мы теперь оказались словно изолированными от остального мира — в наш город автобусы других фирм почти не заходят, билетов на них в предварительной кассе не продают. Снуют волгодонские и ростовские маломестные «маршрутки», они постоянно заполнены пассажирами и проезжают мимо нас…

К сожалению, всё это оказалось не выдумкой женщин. Более того, жалобы продолжают поступать. Например, 4 февраля в редакцию «СВ» позвонила по телефону Л.Ф. Сорокина из х. Жукова. Она сообщила о том, что отменены рейсы автобусов Семикаракорск-Титов, Семикаракорск — Ростов-Потапов.

Похоже, что в жизни семикаракорского АТП наступила «черная» полоса.

Активно откликнулось интернет-сообщество. На одном из городских информационных сайтов открыта для обсуждения тема «Ликвидация Семикаракорского АТП» с мрачными прогнозами, рассуждениями о ходе борьбы за передел собственности, возможном закрытии предприятия и распродаже техники (автопарк старый, часть автобусов работает с восьмидесятых годов), мол, акционерам нужна только земля.

Правда, оптимистично настроенные горожане надеются, что в любом случае проблема будет решена. Без пассажирского сообщения власти семикаракорцев не оставят. Не станет одной фирмы-перевозчика, появится другая.

— Ни о каком закрытии нашего предприятия не может быть и речи, — заявил по телефону корреспонденту «СВ» генеральный директор ОАО «Семикаракорское АТП» О.А. Чернов. — Слухи они и есть слухи… Акционеры намерены навести порядок в организации деятельности предприятия и заинтересованы в его стабильной, прибыльной работе.

Во многом сложившаяся ныне ситуация — это результат накопившихся в предыдущие годы проблем. Автопарк давно не обновлялся, автобусы постоянно выходят из строя. К тому же зимние месяцы всегда были сложными для работы транспорта, из-за морозов чаще происходит поломка двигателей, ходовой части, печей для обогрева салонов и т.п. А других машин, чтобы отправить в рейс, у нас нет.

Мы смогли обеспечить работу транспорта пока на внутригородских и внутрирайонных маршрутах. Три дня автобусы не ходили в некоторые хутора из-за сильных снегопадов и метелей, отсюда и жалоба из х. Титова. Дорожные службы не успевают очищать от снега и льда проезжую часть дорог.

Как известно, во всей Ростовской области из-за неблагоприятных погодных условий было объявлено чрезвычайное положение. Как только семикаракорское ДРСУ дало «добро» на проезд до Титова, мы вновь направили туда рейсовый автобус. До х. Лиманского пассажирское сообщение пока не открыто.

Хуже всего дело обстоит с междугородными перевозками по маршрутам «Семикаракорск-Ростов-Пролетарский» и «Семикаракорск-Ростов-Потапов». Обслуживают их частные лица по договорам аренды автобусов нашим предприятием. Естественно, случается поломка техники и у них, особенно зимой. Но сказывается и другой фактор: водители — собственники арендованных автобусов — порой самовольно изменяли установленный маршрут, график движения, могли и вообще не выехать в рейс, например, в дни недели, в которые обычно бывает очень мало пассажиров.

А предприятие вынуждено срочно подыскивать замену необязательному перевозчику, выплачивать штрафы ОАО «Донавтовокзал» за нарушение согласованных маршрутов и графиков движения автобусов, разбираться с жалобами пассажиров… При этом на услуги по аренде автобуса ОАО «Семикаракорское АТП» выплачивает около 80% выручки от рейса.

Как показывает анализ ситуации, сложившаяся система в целом не выгодна предприятию. Надо было с самого начала заниматься обновлением собственного автопарка.

Мы сегодня не отказываемся от аренды пассажирского транспорта, но предлагаем их владельцам четко соблюдать договорные обязательства. Если уж мы арендуем автобусы, то их водители обязаны проходить медицинское освидетельствование перед поездкой; обеспечивать подготовку техники к выезду; обслуживать утвержденные маршруты; выходить в рейс в дни и часы, определенные согласованным графиком; соблюдать правила работы с денежными средствами, поддерживать чистоту и порядок в салоне и т. д. В противном случае нам придется расторгать договоры аренды.

В настоящее время восстановлено пассажирское сообщение с Волгодонском. С 5 февраля вновь открываем утренний рейс (отправление в 8 часов 10 минут) в Ростов-на-Дону. По мере выхода автобусов из ремонта будут восстановлены и другие маршруты, пока они всё равно закрыты по области из-за чрезвычайной ситуации на дорогах.

Думаю, что в течение ближайшей недели мы всё же решим проблему по транспортному сообщению с областным центром…

По словам О.А. Чернова, одновременно ведется работа по обновлению пассажирского автопарка предприятия. Учитывая социальную значимость проблемы пассажирских перевозок, поддержку акционерному обществу в её решении оказывают районная администрация и лично глава Семикаракорского района В.Н. Талалаев, который ходатайствует перед региональным правительством и губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым о содействии в приобретении новых автобусов — в лизинг, в кредит или на иных условиях (например, аренда транспортных средств с последующим выкупом).

И ещё один момент, который ярко обозначился в ходе обсуждения ситуации со специалистами районной и городской администраций, ОАО «Семикаракорское АТП»: предпринимаемые ранее попытки вытеснить за пределы автовокзала и даже границ г. Семикаракорска автобусы и «маршрутки» фирм-конкурентов не принесли удачи даже самим местным транспортникам, к тому же очень осложнили жизнь всем нам — пассажирам. В данном случае развитие здоровой конкуренции между перевозчиками было бы в общих интересах.

Чтобы воспользоваться транспортными услугами других перевозчиков, люди должны иметь соответствующую справочную информацию, возможность приобретать проездные билеты, в том числе по предварительному заказу. То есть нужна площадка, место встречи пассажиров и перевозчиков, независимо от их «фирменной» принадлежности.

Почему семикаракорский городской автовокзал не может стать такой площадкой? Например, по аналогии с аэропортом: никому же не приходит в голову запретить посадку «не нашему» пассажирскому самолёту — все авиаперевозчики имеют равные права. А соперничают друг с другом в ином в создании более комфортных и безопасных условий для пассажиров, качестве сервиса, предложении удобных маршрутов и графиков полета, предоставлении дополнительных услуг и их ценах…

Может, нашим районным и городским властям стоит таким же образом позаботиться и о пассажирах наземного транспорта? Проблема затянувшаяся, неоднозначная, но в любом случае она требует всестороннего обсуждения, поиска эффективных путей решения.

Н. МИХАЛЕВИЧ.


Комментарии

Один комментарий

  1. Александр on 14 февраля 2014 15:43

    Ну не знаю, раньше, лет 10 назад когда я учился в другом городе, точно так же нельзя было купить билет. В кассе прямо говорили иди к водителю, билетов нет, а у него есть. При такой организации теневых перевозок о каком качестве услуг и обновлении автопарка может идти речь? Каждый хочет урвать свой кусок пирога, начиная от кассирши и заканчивая руководителем предприятия. Сам вокзал не пойми на что похож. Нет даже туалета. Рыночная экономика рулит! Зачем транзитным перевозчикам заезжать в богом забытый город если у них полная загрузка маршрутки из Ростова в Волгодонск? Для улучшения ситуации нужно привлекать административный ресурс, на помогать тем кто не хочет и не может работать, а заключать договора с успешными перевозчиками. Договариваться с ними чтоб они бронировали места для пассажиров из Семикаракорска, улучшали логистику пассажироперевозок. Вокзал без спорно нужен, но только для продажи билетов от любого перевозчика. Убогое «Семикаракорское АТП» должно пользоваться автовокзалом на общих основаниях — не может работать, до свидания.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Ваш комментарий