подписка

ДОМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ УЛИЦА

24 января 2014 | Комментарии к записи ДОМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ УЛИЦА отключены

kid564Почему дети уходят из дома? Сегодня, к сожалению, эта проблема остается актуальной. Даже если очередной такой случай непосредственно не затрагивает нашу семью, друзей и соседей, все равно он вызывает широкий общественный резонанс. Ведь нам всем небезразлично будущее наших детей, то, какими людьми они вырастут.

Чаще всего ребёнок уходит из дома, если взрослые игнорируют его потребности, если нет взаимопонимания с родителями. В основном дом покидают подростки 10-17 лет. Этот возраст считается трудным периодом, когда ребёнок, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

Родителям не следует забывать о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом.

Часто подростки уходят из дома из любопытства, стремясь познать неизведанное.

Чтобы этого не случилось, родителям нужно позаботиться об организации свободного времени ребенка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т.д.

Не секрет, что дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем- то, но не со мной».

Дети весьма отстранённо воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем за ошибки юности. К тому же подростки стремятся переживать страх. Им хочется переживать нечто радостно-ужасное по-настоящему, поэтому они порой и уходят из дома в поисках острых ощущений.

Как быть? Стимулируйте ребенка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска, преодолевать собственный страх.

Скука опасна для подростка. Это тяжелое эмоциональное состояние, и к нему нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука — это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

— отсутствие смысла жизни;

— полученные в детстве психические травмы, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

— тяжелые разочарования, чрезмерная критичность взрослых;

— хроническое неудовлетворение важных базовых потребностей;

— чрезмерное баловство, когда ребенок просто не успевает чего-то по- настоящему захотеть (у него всегда всего слишком много);

— неразвитость творческих способностей.

Ребёнок может уйти из дома и в знак протеста.

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика. Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

Родителям следует помнить и о том, что подросткам свойственен максимализм. Часто мир представляется им в черно-белых тонах. Они либо восхищаются, либо ненавидят. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе.

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, специалисты нашего учреждения предлагают родителям поддерживать подростка при переживании им горя, разочарования и тревоги; не давать подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не нужно забывать, что он еще ребенок. Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу наказывать его, выясните мотивы его поступков. Выбирайте наказание, адекватное проступку.

Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики». Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома. Никогда не угрожайте ребёнку, что выгоните его из дома, если он сделал что-то не так. Подросток воспринимает любые угрозы как руководство к действию. Старайтесь принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия к вам. Выслушивайте всегда, особенно если ребёнок хочет поделиться чем-то сокровенным.

Общение со сверстниками необходимо подросткам как дыхание, и они чувствуют себя неполноценными, если это стремление остается нереализованным.

Если ребенок всё же ушел из дома, мы советуем не поддаваться панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в службе «Скорой помощи», полиции. Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Постарайтесь вспомнить, какие обстоятельства предшествовали его уходу. Выясните, кто видел его и общался с ним последним. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания, по возможности перепроверьте их. Попробуйте выяснить, о чем говорил ваш ребенок, каковы были его намерения, настроение в моменты последних встреч с друзьями, знакомыми. Если вы обнаружили местонахождение ребенка, не спешите врываться туда и насильно вытаскивать – результат может быть противоположным ожидаемому. Вступайте в переговоры с ребенком, выслушивайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, попросите прощения. Постарайтесь не обсуждать произошедшее и его последствия, обсуждайте лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни. В последствии не упрекайте ребенка и сами не возвращайтесь к обсуждению случившегося. Не рассказывайте о случившемся вашим друзьям, родственникам, соседям.

Основная задача специалистов нашего учреждения – социальная адаптация семей к трудным жизненным ситуациям, профилактика безнадзорности детей, семейного неблагополучия.

В нашем центре вы можете получить различные виды социальной помощи: правовую, психологическую, педагогическую и другие.

Социальные педагоги проводят квалифицированную работу с несовершеннолетними по социальной коррекционной программе «Школа жизни».

В настоящее время специалисты учреждения работают над внедрением инновационных форм в деятельность учреждения по оказанию помощи всем тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации и нуждается в поддержке.

Ю. БИРЮЛЯ,

социальный педагог ГБУСОН РО «ЦСПСД Семикаракорского района».


Комментарии

Комментарии закрыты.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Ваш комментарий