ЭХО РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

  • Комментарии к записи ЭХО РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ отключены
  • 1170

Нашей истории строки

Изображение 1647920033 (копия)

Субботний день 18 мая 2013 года оказался богатым на события, важные не только для семикаракорцев, но и других жителей донского края. И если о фестивале «Закруткинская весна» и читатели «СВ» уже знают, сегодня рассказ пойдет о событиях, прямо связанных с трагическими днями Гражданской войны 1918-1920 годов.

ОСВЯЩЕН ПАМЯТНИК «БЕЛЫМ» КАЗАКАМ

В субботу, 18 мая 2013 года, в г. Константиновске состоялась официальная церемония открытия и освящения Поклонного креста погибшим в июле 1920 года «белым» казакам из десантного отряда полковника врангелевской армии Ф.Д. Назарова, совершившим рейд из Крыма на Дон.

Белый генерал Врангель рассчитывал, что с появлением назаровцев на Дону казаки поднимутся против советской власти, что отвлечет часть сил Красной армии. Но ожидания не оправдались.

Для ликвидации десанта белых командование Красной армии создало войсковую группу. После ряда боев назаровцы 25 июля 1920 года были окружены в станице Константиновской, выбиты оттуда и прижаты к песчаной косе на берегу Дона, где многие офицеры и казаки погибли, а песчаная коса, усеянная телами погибших, с тех пор получила в народе название «Офицерский пляж».

Имя полковника Ф.Д. Назарова тоже занесено на памятную гранитную плиту Поклонного креста, однако Федор Дмитриевич в том бою выжил. После поражения белого движения эмигрировал в Болгарию, затем уехал на Дальний Восток, воевал против советской власти. По одним данным, он погиб в бою, по другим — покончил с собой в 1930-м году, попав в окружение в составе своего партизанского отряда.

С инициативой почтить память павших назаровцев ранее, в конце 2011 года, выступила группа жителей г. Константиновска, решение организационных и прочих вопросов было поручено казаку А.Л. Дородницыну. Они считали необходимым восстановить историческую справедливость, поскольку красноармейцам, погибшим тогда, в июле 1920 года, в Константиновске был установлен памятник, а место захоронения казаков-назаровцев из десантного отряда белых – слева от входа в церковь — оказалось в последующие годы выровненным и отчасти заасфальтированным.

Идея установки памятного знака была активно поддержана духовенством, в частности, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы о. Александром Овчинниковым. Замысел понравился и заместителю губернатора Ростовской области В.Г. Гончарову (кстати, Виктор Георгиевич — уроженец станицы Константиновской, родовой казак), он оказал помощь инициаторам в решении организационных и финансовых вопросов.

Поклонный крест из серого гранита установлен у входа на территорию церковного двора с улицы 25 октября (бывшая Архангельская) и центральной аллеи г. Константиновска, которая соединяла Покровскую церковь и Николаевский собор до его разрушения в 1961 году. Основанием служит пирамида из бутового камня с надписями на прикрепленных ко всем четырем граням табличках из черного гранита.

На лицевой стороне основания текст извещает, в честь кого установлен Поклонный крест: «Белым казакам-партизанам из отряда Ф.Д. Назарова, геройски погибшим в борьбе с богоборческой властью большевиков (июль 1920 г., ст. Константиновская)». На других плитах приведены строки из Гимна Всевеликого войска Донского и Символа Веры, а также небольшой список участников обороны станицы, в их числе были и Георгиевские кавалеры Первой мировой войны. Список завершается словами: «А имена иных, Господи, Сам Ты веси». У Поклонного креста встал почетный казачий караул.

В церемонии открытия памятного знака приняли участие заместитель губернатора Ростовской области В.Г. Гончаров, глава Константиновского района Б.Е. Хлопяников, мэр г. Константиновска, он же – атаман Первого Донского округа ВКО «Всевеликое войско Донское» В.Е. Калмыков, представитель Русского монархического центра Австралии Т.А. Вентура-Ладуска (Щеглова), казаки соседних юртов, в том числе и Семикаракорского, воспитанники Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса – участники прошедшего 9 мая Парада Победы в г. Москве.

Поскольку в обществе инициатива по установке памятного знака погибшим белогвардейцам воспринята неоднозначно, ходили слухи о возможных эксцессах со стороны противников водружения Поклонного креста, однако всё прошло чинно-мирно. Кстати, «гражданских» лиц на митинге было мало, основную массу его участников составляли реестровики в форме и кадеты, «вольные» казаки и «общественники».

Вначале местный хор исполнил Гимн Всевеликого войска Донского. В своем кратком выступлении В.Г. Гончаров напомнил о Гражданской войне 1918-1920 годов, которая была трагедией для всего народа России, когда вражда разделила не только страну и общество, но и многие семьи, и брат пошел против брата, а сын — против отца. Как это было в донском краю, хорошо рассказано в знаменитом романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Нельзя допустить повторения подобных событий. Поклонный крест будет напоминать о тех днях, послужит делу единения всех здравомыслящих людей, станет данью памяти нашим дедам и прадедам.

Слово для выступлений было предоставлено также Б.Е. Хлопяникову, А.Л. Дородницыну и Т.А. Вентура-Ладуска. Тамара Александровна поблагодарила казаков за сохранение России, за возрождение казачьих традиций. Гостью особенно порадовали кадеты-казачата: «Это наше будущее, низкий поклон вам за то, что вы есть…».

Т.А. Вентура-Ладуска с гордостью сказала, что она — казачка, об этом ей с детства напоминал отец А.П. Щеглов. Тамара Александровна не смогла удержать слёз, вспоминая, как в далёкой Австралии он мечтал подержать в руках хотя бы горсть родной донской земли! Но лишь после смерти Александра Павловича его дочери довелось побывать на Дону. Она привезла на могилу отца горсть земли с его малой родины.

А ныне Тамара Александровна привезла в станицу Кочетовскую святыню — частицу большой вязанной шали святого новомученика и страстотерпца цесаревича Алексея Романова, который в свои неполные 14 лет был расстрелян большевиками вместе с другими членами царской семьи в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева в г. Екатеринбурге.

Право открыть Поклонный крест и снять с него покрывало было предоставлено В.Г. Гончарову и Б.Е. Хлопяникову. Играл духовой оркестр Аксайского Данилы Ефремова казачьего кадетского корпуса. Затем о. Александр Овчинников совершил молебен на освящение Поклонного креста.

После митинга многие сфотографировались на память. Затем казаки собрались в Доме культуры, где прошла встреча с В.Г. Гончаровым, который является кандидатом на должность войскового атамана ВКО «Всевеликое войско Донское». Виктор Георгиевич рассказал о себе, о путях решения имеющихся в казачьем движении проблем, откровенно ответил на вопросы из зала, не уворачиваясь даже от самых острых, заданных порой очень уж эмоционально.

Встреча длилась почти два часа. Казакам, похоже, понравилась четкая позиция будущего атамана по многим волнующим донцов проблемам, это чувствовалось по одобрительному гулу и возгласам «Любо!».

После недолгой братской трапезы на берегу Дона (возле того самого «Офицерского пляжа», где в июле 1920 года погиб отряд полковника Назарова), многие казаки отправились в станицу Кочетовскую: там в храме Успения Пресвятой Богородицы должно было состояться богослужение. А на станичной набережной Дона в тот субботний день развернулся традиционный праздник — фестиваль «Закруткинская весна».

ЛАДУШКА — ЭТО ДОНСКАЯ КАЗАЧКА

Изображение 1647920029 (копия)Ещё до начала торжественного митинга у Поклонного креста в г. Константиновске автору этих строк удалось побеседовать с гостями из Австралии. Тогда и выяснилось, что открытие Поклонного креста «белым» казакам стало для супругов Ладуска приятной неожиданностью. Главным для них было другое событие, ради которого они и приехали из Австралии.

— Тамарочка приехала на Дон, чтобы передать в станицу Кочетовскую (оттуда родом её отец) величайшую святыню – частицу шали цесаревича Алексия, сына российского императора Николая Второго, — пояснил М.Д. Ладуска. — Эта шаль была связана сёстрами наследника престола Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией и состояла из ажурных шерстяных разнотонных кремовых квадратиков размером 10 на 10 сантиметров, соединённых затем в одно целое. И вот теперь один из квадратиков, который связан руками великих княжон, будет находиться в станице Кочетовской.

А основная часть шали хранится теперь в храме Святых Царственных Мучеников (его ещё называют Храм-на-Крови) в Екатеринбурге. Он построен на месте расстрела царской семьи. Тамара отвезла туда святыню в канун 90-летия со дня мученической кончины государя Николая II и его семьи…

М.Д. Ладуска (Ладутько) довольно хорошо говорит по-русски, правда, постоянно извиняется за плохое знание родного языка — из России его увезли в детские годы, а первая супруга его была голландкой, общались в семье на английском. И пока Тамара Александровна перед митингом осматривала константиновский храм Покрова Пресвятой Богородицы, Михаил Демьянович поведал историю святыни — шали (может, вернее сказать — накидки, одеяльца или пледа), которой любил укрываться цесаревич Алексий.

После расстрела царской семьи эту шаль нашли в Ипатьевском доме офицеры Белой армии, занявшие Екатеринбург 25 июля 1918 года. По приказу адмирала А.В. Колчака реликвия и другие вещи и документы были доставлены в Великобританию, где с 1919 года проживали сестра государя Николая II — великая княгиня Ксения Александровна Романова и их мать Мария Федоровна.

А духовником княгини Ксении был протоиерей Николай Успенский. При Советской власти его репрессировали, он 9 лет находился в заключении на Соловках. Там священник подружился с ссыльным донским казаком, бывшим царским офицером А.П. Щегловым, отцом Тамары Вентура-Ладуска.

Судьба словно хранила батюшку и тех, кто ему близок. После освобождения из заключения, уже во время Великой Отечественной войны, священник Николай Успенский и его семья были вывезены немцами на работу в Германию. И там в лагере «Фишбек» под Гамбургом о. Николай вновь встретил своего товарища по соловецкому лагерю Александра Павловича Щеглова с семьёй – женой Екатериной и дочерьми Евгенией и Тамарой.

Всем им повезло больше, чем казакам и их семьям в печально знаменитом Лиенце, выданных англичанами на расправу советским властям. После окончания войны о. Николай с матушкой, младшим сыном и дочерью Надеждой, а также ряд других семей, под видом поляков направились в Лондон, а старшая дочь батюшки и Щегловы уехали в Австралию. В 1950 году священник Николай Успенский тоже решил отправиться со своей семьёй из Лондона на далёкий континент. Великая княгиня Ксения Романова не стала удерживать своего духовника. Она передала ему на хранение шаль цесаревича Алексея, а также другие личные вещи царской семьи.

Священник Николай Успенский умер в 1980 году. В 2006 году Надежда Николаевна Успенская завещала реликвии царской семьи Тамаре Вентура-Ладуска — дочери А.П. Щеглова, достойного офицера и человека, с которым священник Николай Успенский вместе прошёл тяжкие испытания в соловецкой тюрьме. Так Тамара Александровна стала хранительницей великой святыни.

Можно гадать, почему именно дочери казачьего офицера, а не кому-то из представителей династии Романовых передала Н.Н. Успенская святыни. Но это было верное решение. За счет распродажи царских вещей на аукционах Европы можно было заработать целое состояние, которого хватило бы на беззаботную жизнь не только себе и детям, но и внукам-правнукам. Но Тамара Александровна решила безвозмездно вернуть реликвии в Россию.

Её решение одобрила Н.Н. Успенская, благословил архиепископ Австралийско-Новозеландский Иларион (Капрал), ныне — митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский и первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. М.Д. Ладуска активно помогает супруге в общественной деятельности.

В судьбах Тамары Александровны и Михаила Демьяновича много общего. Оба в семилетнем возрасте вместе с родителями были вывезены немцами за пределы России. За плечами у обоих к моменту их встречи в Австралии был опыт семейной жизни. Чтобы не попасть в сталинские концлагеря (союзники по антигитлеровской коалиции направляли освобожденных людей на родину в соответствии с их национальностью), семье Ладутько пришлось изменить фамилию на польский лад — Laduska, стать «поляками».

Интересно то, что фамилия Ладуска по-польски звучит как «Ладушка». И она в полной мере соответствует облику Тамары Александровны: в свои 75 лет она красива, умна, обаятельна, энергична, искренна и проста в общении с людьми. И сегодня можно представить, какой красавицей была Тамара Щеглова в юности — настоящая Ладушка, Лада… Простая девушка-казачка покорила сердце графа Шереметева, который стал её первым мужем! Об этом сообщают пользователи интернета.

М.Д. Ладуска подсказал, что есть своя интернет-страничка в виртуальной сети и у самой Т.А. Вентура-Ладуска. О благотворительной деятельности хранительницы реликвий царской семьи часто пишут блоггеры, журналисты. Так что при желании можно узнать подробнее о жизни этой удивительной женщины.

СВЯТЫНЯ ОСТАЛАСЬ В СТАНИЦЕ КОЧЕТОВСКОЙ

В храме Успения Пресвятой Богородицы в станице Кочетовской 18 мая с волнением ждали высоких гостей. В 16 часов на набережной Дона в разгаре был фестиваль «Закруткинская весна», а во дворе церкви раздался радостный звон колоколов — прибыл епископ Волгодонский и Сальский Корнилий. Прихожане встретили архиерея хлебом-солью. Епископ благословил собравшихся.

Переоблачишись в храме, владыка Корнилий вернулся на церковное крыльцо и торжественно принял из рук Т.А. Вентура-Ладуска (Щегловой) святыню — частицу шали святого страстотерпца цесаревича Алексия. Реликвия находится под стеклом, в позолоченной рамке.

В храме епископ Корнилий провел молебен на перенесение святыни, а сослужили ему настоятель храма о. Артемий и другие клирики Волгодонской епархии, в том числе благочинный Семикаракорского округа протоиерей Роман Пономаренко и настоятель прихода Святой Троицы г. Семикаракорска митрофорный протоиерей Николай Овчинников.

Затем последовало воскресное Всенощное бдение — вечером в церквях начинается служба следующего дня. Участие в богослужении приняли не только станичники, но и заместитель губернатора – руководитель аппарата правительства Ростовской области В.В. Артемов, глава Семикаракорского района В.Н. Талалаев и приехавшие казаки.

Несмотря на усталость, молились и наши австралийские гости — Тамара Александровна и Михаил Демьянович Ладуска. Они выполнили свою миссию — передали в дар кочетовцам частицу вязаной накидки святого цесаревича Алексия. Теперь увидеть её и поклониться святыне смогут все желающие.

Н. МИХАЛЕВИЧ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта