подписка

Видеть прекрасное всюду…

18 июля 2011 | Комментарии к записи Видеть прекрасное всюду… отключены

Когда начинается художник? На этот вопрос не найти однозначного ответа. У одних творческая индивидуальность проявляется в раннем детстве, у других — в юности, а у кого-то и в зрелом возрасте. Во многом становление художника зависит от общества, в котором он живет, местности, родителей. Но решающая роль в этом сложном процессе зачастую отводится наставнику.
…Маленький Геннадий любил рассматривать журнал «Огонек». Внимание мальчика привлекали репродукции картин русских и зарубежных художников. Их умение точно передавать красоту природы, человека, архитектурных памятников восхищали ребенка. Ему очень хотелось изобразить что-то подобное, поэтому он много рисовал дома и в школе, на уроках изобразительного искусства. Заметив это увлечение мальчишки, учительница начальных классов В.С. Убиенных всячески развивала его способности.
В то время родители Геннадия, Скоробогатовы, дружили с семьей талантливого художника, преподавателя рисования и черчения В.А. Армянинова. Часто бывали друг у друга в гостях. Однажды мать Геннадия показала его работы Владимиру Алексеевичу. Он внимательно рассмотрел рисунки и пригласил ребенка в изостудию.
В первый год обучения мальчик вместе с другими воспитанниками лепил из пластилина, изготавливал маски из папье-маше — учился точно передавать пропорции и объемы. На каждом занятии сдавал по десять набросков — совершенствовался в штриховке и тушевке. Лишь после долгих упражнений, когда карандаш стал абсолютно послушным в руке Геннадия, он приступил к работе с цветом. Писал акварелью с натуры. Напряженно всматривался в сидящего перед ним человека. Примечал особенности натуры, стремился точно передать черты.
Иногда сам позировал для Владимира Алексеевича. В то время Геннадий заочно учился в Кубанском госуниверситете. Штудировал пластическую анатомию, законы линейной и воздушной перспективы. Работая у мольберта, стремился безошибочно запечатлевать предметы в сложных ракурсах, хорошо компоновать изображение на листе бумаги. На период работы он отрешался от всего, будто бы его жизнь зависела от точности рисунка.
Однажды после занятий Геннадий остался в классе. Притаившись в уголке, он наблюдал за работой своего наставника. Владимир Алексеевич, бывший летчик-истребитель, писал «Воздушный бой». Чтобы правильнее отобразить движение самолетов, неподалеку от мольберта преподаватель подвешивал на нитках их модели. Перемещал их, делал наброски. Потом смешивал краски, аккуратно наносил их кистью, и рисунок «оживал», становился ярким, интересным. Заметив наблюдавшего ученика, педагог подозвал его к себе. Вместе обсуждали пропорции, выбирали цвета. «Владимир Алексеевич умел найти к нам подход, — вспоминает Геннадий Иванович Скоробогатов, — каждому уделял внимание. Воспитывал интерес и любовь к искусству, развивал художественный вкус, творческое воображение. Обучил нас многим тонкостям: правильно размещать рисунок на листе бумаги, из основных цветов (красный, желтый, синий) получать дополнительные, развивать глазомер, зрительную память. А главное — учил наблюдать и думать, понимать и любить красоту, чувствовать гармонию…»
Владимир Алексеевич в самом обычном открывал для себя и своих воспитанников новое, свежее, прекрасное. Обучал ребят, в том числе и Геннадия, пленэрной живописи в самых незамысловатых уголках нашего края. Под пристальным вниманием наставника юные дарования передавали в своих композициях красоту отражающихся в донской глади золотистых отблесков вечерней зари, тишину весеннего луга, особую, необъяснимую трогательность первых травинок и цветов, покрытых капельками утренней росы, величие раскидистых деревьев, шуршание листвы и шепот ветра в их вершинах…
Постепенно Геннадий проявлял в своих работах все больше наблюдательности, зоркости, разнообразия в выборе тем. Рука становилась более уверенной, рисунок — выразительным.
Молодой человек практически не расставался с кистью . Писал он и в Ростове, куда отправился работать после окончания школы, и во время службы в армии, в Москве.
Вернувшись в родной Семикаракорск, преподавал черчение и рисование в восьмилетней школе № 1. В это же время учился заочно в Краснодарском педагогическом институте (ныне Кубанском госуниверситете). Чтобы уметь применять теоретические знания на практике, Геннадий Иванович приходил к своему наставнику Владимиру Алексеевичу. Вместе они оформили школьный музей, работали в кружке изобразительного искусства. В.А. Армянинов занимался со старшими ребятами, а Геннадий Иванович — с малышами. Когда Владимир Алексеевич был в отъезде, бывший ученик замещал его.
Спустя какое-то время В.А. Армянинов организовал художественную школу, ныне — художественное отделение школы искусств. Геннадий Иванович стал совмещать труд в общеобразовательной школе с работой в художественной. Терпеливо объяснял ребятам правила изучаемого предмета. Учил рисовать с натуры, по памяти, по представлению. На занятиях требовал дисциплины. Объяснял, что без серьезного ежедневного труда невозможно развить свои способности. До глубины души увлеченный изобразительным искусством, подолгу рассказывал о картинах Айвазовского, Брюллова, Федотова, Иванова… Учил своих воспитанников видеть мир «глазами» художников. «С детьми очень интересно работать, — говорит мой собеседник. — Они любознательны, с богатой фантазией, у них свое видение окружающего мира. Ребята постарше работают над рисунком вдумчиво, малышей иногда приходится настраивать на выполнение задания».
В свободное от работы время Геннадий Иванович писал гуашью, маслом, пастелью. Из-под его кисти выходили замечательные пейзажи, мотивами к написанию которых служили различные уголки нашей местности. Обращался молодой преподаватель и к портретному жанру, написал множество акварелей. Работал и углем. Картины нашего земляка не раз экспонировались на городских и областных выставках.
С 1983 года Геннадий Иванович стал преподавать в художественной школе постоянно. За многолетнюю добросовестную работу ему присвоено звание «Ветеран труда Ростовской области». Он выпустил около двухсот учеников. Среди них немало победителей районных, областных, Всероссийских конкурсов. К примеру, воспитанник Геннадия Ивановича и других преподавателей Василий Чернобылов еще во время учебы занимал призовые места на выставках, его работы были опубликованы в журнале «Юный художник». Василий окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге, участвовал в росписи собора Христа Спасителя в Москве.
Ещё один бывший ученик Геннадия Ивановича Виктор Фокин закончил художественно-графический факультет Ростовского пединститута. Жил и работал в Израиле. Потом перебрался в Канаду.
Выпускница героя нашего повествования Екатерина Виноградова за большие успехи в области культуры и искусства отмечена дипломом лауреата премии губернатора области. Обучаясь в университете г. Шахты, неоднократно участвовала в выставках как модельер. Награждена дипломами финалиста международного конкурса молодых дизайнеров и модельеров «Подиум — 2001-2003 г.г.» Практику проходила в Париже, приглашали ее и в Англию…
Бывшие ученики Геннадия Ивановича Евгений Панкратов, Ирина Борецкая, Марина Тихонова тоже связали свою жизнь с изобразительным искусством. Евгений и Ирина поступили в Ростовское художественное училище им. М.Б. Грекова. Марина получает специальность дизайнера в Новочеркасском промышленно-гуманитарном колледже. Но и тех учеников, которые не стали и не станут в будущем профессиональными художниками, опытный мастер кисти научил наблюдать мир, полный красок и образов, видеть прекрасное повсюду, даже в самом, казалось бы, обыкновенном, и восхищаться им.
Именно с этой целью Геннадий Иванович привил любовь к изобразительному искусству и своему старшему сыну Ивану.
Он учился в художественной школе у преподавателя Е.А. Филимонова. Впоследствии закончил художественно-графический факультет Ростовского педагогического университета…
А теперь герой нашего повествования мечтает о том, чтобы открывшийся ему в детстве удивительный мир живописи всерьез увлек и его подрастающих внучек. Чтобы и они смогли, рассматривая полотна художников, чувствовать их мысли, настроение, переживания. Чтобы научились видеть игру красок и света, запоминать ее, а потом точно воспроизводить на бумаге или холсте. Чтобы девочки полюбили живопись, и тогда она внесет в их жизнь настоящую радость.
Ю. НИКОЛАЕВА.


Комментарии

Комментарии закрыты.

Имя (обязательно)

Email (обязательно)

Ваш комментарий