Что стоит за цифрами бюджета

  • Комментарии к записи Что стоит за цифрами бюджета отключены
  • 829

Интервью с заведующим финансовым отделом администрации Семикаракорского района С.Г. Лыткиным



-Сергей Григорьевич, многие читатели не сильны в финансовых вопросах и нередко испытывают трудности с расшифровкой статей доходов и расходов бюджета, отчетов об его исполнении. На ваш взгляд, о чем могут рассказать простому человеку (не финансисту) публикуемые цифры, представляют ли они интерес для всех жителей района или только для специалистов, занятых в финансовой сфере?
-Действительно, наверное, не каждому из читателей газеты понятны цифры, которые публикуются в бюджете района, в отчетах об его исполнении. Но за этими цифрами стоят те планы и мероприятия, которые исполняет администрация района в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Каждый житель района, если внимательно прочитает представленную информацию, то увидит, сколько средств получает бюджет в очередном финансовом году и из каких источников складываются его доходы — а это налоговые и неналоговые поступления, субсидии и субвенции от бюджетов других уровней бюджетной системы (областного бюджета, бюджетов поселений).
Из расходных статей бюджета читатели могут узнать, сколько средств в районе тратится на образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и спорт, коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения, аппарат управления и другие отрасли народного хозяйства. Эти расходы расписаны по главным распорядителям бюджета и выделены в отдельные приложения к решению о бюджете района на финансовый год.
Возникает резонный вопрос: кто такие главные распорядители? Это органы местного самоуправления, которые отвечают за определенную отрасль хозяйственного комплекса района (отдел образования администрации Семикаракорского района, департамент социальной защиты населения и т.д.). К их полномочиям относится право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств (школами, детскими садами, музеями и другими).
И все же говорить о том, что простой гражданин – не финансист, это, наверное, заблуждение. Все мы каждый день сталкиваемся с финансовыми вопросами, каждый из нас у себя в семье формирует свой семейный бюджет, который складывается из доходов семьи (заработная плата, социальные пособия, пенсии и другие источники). И так же, как бюджет района, каждая семья финансирует свои расходы (продукты питания, оплата налогов и жилищно-коммунальных услуг, содержание и ремонт жилья, транспорта и прочие затраты).
Когда необходимо, все мы пользуемся кредитами и займами, что на языке финансистов называется источниками покрытия дефицита бюджета.
На каждом предприятии, к какой бы форме собственности оно ни относилось, существуют корпоративные финансы, у поселений (муниципальных образований) района — финансы поселений. И принципиальные основы их использования во многом схожи.
— Какие задачи решает районный бюджет? Как он взаимодействует с бюджетами городского и сельских поселений, не являются ли они «лишним» звеном в финансовой системе?
-Задачи, которые решаются районным бюджетом, вытекают, как я уже говорил, из тех полномочий, которые закреплены Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за органами местного самоуправления района. Подготовка и разработка бюджета на очередной финансовый год начинается задолго до его утверждения депутатами.
Если наши читатели внимательно следят за деятельностью администрации района, то должны были заметить, что в газете «Семикаракорские вести» публикуются не только бюджет и отчет об исполнении бюджета, но и постановления районной администрации об основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и на ближайший плановый период (обычно тригода).
Основные задачи, которые решает бюджет — это обеспечение равного доступа жителей района к социальным услугам и повышение их качества, проведение эффективной и рациональной инвестиционной политики, поддержка инновационного развития экономики, предприятий и организаций реального сектора, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей, коммунального хозяйства, малого и среднего бизнеса.
Взаимодействие с бюджетами поселений строится в соответствии с действующими федеральным, областным и местным законодательствами в рамках межбюджетных отношений. Практически все поселения получают дотацию на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности (кроме городского поселения). Выравнивание бюджетов поселений производится, исходя из их налогового и неналогового потенциала и минимальных бюджетных расходов по каждому поселению в расчете на одного жителя. Если уровень финансирования недостаточен, бюджеты выравниваются до среднерайонных расходов поселений. И те из них, которые не в полной мере обеспечены доходными источниками, получают дотацию на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности.
В текущем году поселениям, кроме дотации, выделены средства для оформления муниципального имущества в сумме один миллион рублей. Помимо этого, по обращениям глав поселений из районного бюджета направляются средства на внеплановые расходы в виде иных межбюджетных трансфертов для решения «горящих» вопросов органов местного самоуправления — естественно, при наличии дополнительных доходов районного бюджета.
В условиях развития демократии в нашей стране одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются финансы муниципалитетов, которые охватывают территорию городского и сельских поселений. Территориальные финансы обеспечивают широкий круг мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием жителей города, станиц, хуторов и поселков. Поэтому говорить, что поселения — «лишнее» звено в финансовой системе, будет неправильно.
Муниципалитеты — равноправные участники бюджетного процесса, они являются теми органами управления государством, которые ближе всех находятся к проблемам и чаяниям граждан, проживающих на их территории. Вот почему я считаю, что это не «лишнее», а ключевое звено в финансовой системе, которому необходимо дать возможность наполнить свои бюджеты доходными источниками для решения тех первоочередных задач, которые стоят перед органами местного самоуправления.
-За последние пять-шесть лет суммы не только расходной, но, что особенно важно, и доходной части районного бюджета заметно выросли. С чем это связано?
-Да, действительно за последние годы доходы бюджета выросли значительно. Если в 2005 году в консолидированный бюджет района поступило 56,3 миллиона рублей налоговых и неналоговых доходов, то в 2010 году — 313,9 миллиона рублей, то есть он увеличился в 5,6 раза. И это несмотря на мировой финансовый кризис, о котором заговорили с конца 2008 года.
В частности, большой рост наблюдается по налогам на доходы физических лиц, на совокупный доход, на имущество организаций. Рост поступлений в бюджет связан в первую очередь с развитием экономики района, а также с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве. Для примера: начиная с 2005 года плата за землю стала взиматься от ее кадастровой стоимости, перед этим была проведена большая работа по оценке угодий.
Основными источниками доходов бюджета являются налоги на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, земельный налог, доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. За последние два-три года выросли доходы от продажи земельных участков.
Рост собственной доходной базы позволил администрации Семикаракорского района решать многие вопросы, не прибегая к помощи областного бюджета. К примеру, только в 2010 году первоначальные расходы бюджета за счет собственных средств были увеличены на 78,4 миллиона рублей.
-О бюджете часто говорят, что он носит социальную направленность, в чем это выражается?
-Бюджет действительно носит социальную направленность. В чем это выражается? В 2010 году 79,9% всех расходов бюджета района было направлено в социальную сферу (на образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и социальную политику). Много или мало, но это составило 743,9 миллиона рублей, а сумма общих расходов прошлого года — 930,5 миллиона рублей.
На образование было использовано 434,9 миллиона рублей, культуру (вместе с поселениями) — 55,9 миллиона рублей, здравоохранение и физкультуру — 60,2 миллиона рублей, социальную политику — 220,7 миллиона рублей.
-Муниципальные предприятия и имущество, недвижимость, в том числе земельные участки, скоро будут приватизированы, и что же дальше — для районного бюджета наступят тяжелые времена? Можем ли мы сегодня говорить о благоприятных перспективах развития нашего района? С чем связываете вы его будущее?
-На данный момент приватизирована только малая часть имущества и земельных участков. К тому же смена собственника имущества никак не говорит о наступлении тяжелых времен для района, наоборот, это работа на перспективу.
Предполагается, что приватизированное имущество в дальнейшем будет более эффективно использоваться, что в конечном итоге приведет к пополнению казны района за счет увеличения налоговых поступлений. Это уже и происходит, о чем свидетельствует рост собственных доходов районного бюджета за последние годы более чем в пять раз.
Секрет пополнения муниципального «кошелька» мало чем отличается от принципов увеличения семейного бюджета: максимальное извлечение пользы из имеющегося имущества, привлечение новых источников дохода, оптимизация расходов.
А будущее района я неразрывно связываю с дальнейшим развитием сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции, малого и среднего бизнеса. Глава района Виктор Николаевич Талалаев совместно со специалистами районной администрации продолжают работу с потенциальными инвесторами, что позволит привлечь дополнительные финансы для решения проблем нашего муниципального образования. Важность этой работы трудно переоценить, ведь не случайно губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев назвал инвестиции и инициативу в числе главных принципов экономической деятельности властей. Это отдельная тема для большого и серьёзного разговора.
Необходимо развивать и социальную сферу. В нашем районе постепенно создаются все условия для комфортной жизни человека. Это означает наличие современно оснащенных больниц и школ, привлекательных для отдыха учреждений культуры, спортзалов. Людям необходимы хорошие дороги и тротуары, жилье, коммунальные блага — вода, тепло, электроэнергия, газ, а также детские дошкольные учреждения и, конечно же, достойная заработная плата. Администрация района работает по всем этим направлениям: что-то уже успели сделать, что-то находится в стадии решения, а что-то ещё только запланировано, и основная работа ещё впереди.
Анализируя экономическое состояние района, могу сказать: на месте мы не стоим, а это радует и вселяет надежду, что Семикаракорский район еще долго будет оставаться на карте Ростовской области, у него есть хорошие перспективы.
Н. МИХАЛЕВИЧ.

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта